Санкт-Петербургское государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования


«Детская музыкальная школа № 20
Курортного района»

Прием 2024-2025

22 июня 2023 года. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон

🎶Я давно заметила, что большие музыканты, истинные профессионалы высочайшего класса, отличаются ещё и высоким уровнем человечности. Последний летний концерт цикла «Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций» в Зале ДМШ №20 был изумителен. И самое приятное, что техническое совершенство – а играли не много ни мало лауреаты международных конкурсов 💫🌷💫Мария Хуссу (скрипка) и 💫🌷💫Ольга Ефремова (фортепиано)! – было окрашено теплом искренних и ярких эмоций. Подчёркнутых небольшими словесными отступлениями. 🌾Несомненно, публике и коллективу ДМШ№20 было приятно услышать доброе слово о себе и узнать, что блистательный дуэт посвящает им исполнение произведения «Прекрасный вечер» французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси. Если этого сочинения ещё нет в ваших плей-листах, обязательно добавьте и послушайте на закате!💫
🌷Интригующим было и уточнение, что Бела Виктор Янош Барток – венгерский композитор и музыковед-фольклорист 20 века – в Шести румынских танцах использовал народные темы не откуда-нибудь, а из области Трансильвании. Той самой Трансильвании, родины Влада Цепеша, ставшего прототипом графа Дракулы. 🦅 Кому там из моих учеников третьего класса мюзикл «Бал вампиров» понравился? Бела Барток, вот ей-богу, музыкально интереснее! 🌾Сюита из шести коротких пьес была написана в 1915 году для фортепиано, а в 1925 венгерский скрипач Золтан Секей адаптировал её для скрипки и фортепиано. Исполнение было завораживающее, если закрыть глаза – мыслью уносишься в мир «Круговых танцев» и «Танцев с палками», «Танцев с поясом» и «Топтанием на месте», в мир цыганских скрипок и пастушьих флейт…💫
✨🌷✨Дата завершающего концерта выпала на 22 июня. Значение этого дня было ненавязчиво акцентировано посвящением павшим воинам Великой Отечественной Войны исполнения Ларго Ф.М.Вераччини. Светлая возвышенная скорбь прозвучала, как что-то глубоко личное. Отразившись не только в звуках, но и в горьких складках застывших лиц. ✨Тем горячей, темпераментным напоминанием о том, как прекрасна жизнь, взвился «Испанский танец» из первой оперы испанского композитора Мануэля Де Фальи «La vida breve», что переводится как «Жизнь коротка».✨ «Я стремлюсь к искусству столь же сильному, сколь и простому, чуждому тщеславия и эгоизма. Цель искусства - порождать чувство во всех его аспектах, и другой цели у него не может и не должно быть», - писал Мануэль де Фалья. И это в полной мере продемонстрировал ослепительный дуэт Марии Хуссу и Ольги Ермаковой.✨🌷✨
🎶По словам Ирины Шараповой, настоящий концертмейстер должен уметь «преподнести солиста, как бриллиант на золотом блюде». На концерте 22 июня мы познакомились и с этой гранью дарования Ольги Ермаковой. 💫🌿💫В Сонате №4 Ре мажор Георга Филиппа Генделя фортепианная партия звучала бережным объятием дружеских рук. А вот в произведениях композиторов 20 века скрипка и фортепиано уже выступали, скорее, как равноправные партнёры, поддерживающие и слышащие друг друга. 💫Я считаю, надо приучать детей слушать музыку 20 столетия как можно раньше – ведь это тоже классика! Не Моцартом единым сыты будем. Еще немного, и сочинениям Прокофьева будет 100 лет! 💫🌾💫Гавот из балета «Золушка» прозвучал остро, в духе скерцандо. Вызвав живой отклик у слушателей. Вообще, программа концерта порадовала моё музыковедческое сердце, пройдя по тонкой грани между строгим академическим стилем и броскими «шлягерными» номерами, в полной мере выполнив просветительскую задачу познакомить публику с авторами, стоящими за рамками школьных учебников по музыкальной литературе.
🌷 В 1905 году музыкант Филипп Крейслер, которого С.В.Рахманинов назвал лучшим скрипачом своего времени, (не путать с другим скрипачом, Родольфом Крейцером, по имени которого названа Ля мажорная Соната для скрипки и фортепиано соч. 47 №9 Людвига ван Бетховена!) издал серию пьес для скрипки и фортепиано под нейтральным названием «Классические рукописи». 💫Желая расширить традиционный концертный репертуар, но опасаясь, что публика не одобрит его композиторское творчество, он выдавал свои произведения за обработки сочинений мастеров прошлого: 🌾«Кто слышал хотя бы одно произведение Пуньяни, Картье, Франкера, Порпоры, Луи Куперена, падре Мартини или Стамица прежде, чем я начал писать под их именами? Они жили лишь на страницах музыкальных лексиконов, а их сочинения пребывали в забвении в стенах монастырей или пылились на полках библиотек. Эти имена были не более чем пустыми раковинами, старыми, забытыми плащами, которыми я воспользовался, чтобы скрыть свою собственную личность». 🌾В 1935 году Филипп Крейслер «разоблачил» сам себя. Повергнув критиков в шок, он признался в мистификации и доказал своё авторство «Классических рукописей». 💫И те, кто был на концерте в Зале ДМШ№20 22 июня, имели удовольствие услышать самую популярную пьесу цикла - «Прелюдию и аллегро» в стиле итальянского скрипача и композитора 18 века Джулио Гаэтано Джероламо Пуньяни, в которой скрипка в руках Марии Хуссу пела с мощью и драматизмом голоса меццо-сопрано. 💫
🎶Финальную часть концертного вечера составили сочинения французского композитора-импрессиониста, про которого я всё детство думала, что он испанец. 💫А уже в училище узнала, что была не так далека от правды: ведь именно Испанию Морис Равель считал своей «второй музыкальной родиной». Недаром его творческий путь завершили «Три песни Дон Кихота» для Фёдора Шаляпина, а до этого были «Болеро», «Испанский час», «Испанская рапсодия», «Хабанера»… 💫🌿💫Помните, в опере Жоржа Бизе звучит характерная ритмо-формула (восьмая с точкой шестнадцатая две восьмые), а потом Кармен поёт «У любви как у пташки крылья»? Танец с таким ритмом сопровождения в 18 веке назывался Contradanza cubana – Кубинский контрданс. Позже он трансформировался в Danza habanera, а после в просто «Habanera», из «Гаванского танца» превратившись в «Гаванку» («жительницу Гаваны»). 💫Наряду с Ж.Бизе, К.Сен-Сансом и Сарасате, обаянию хабанеры поддался и Морис Равель. Так, в 1907 году появился Вокализ-этюд в форме хабанеры для голоса и фортепиано. И его различные переложения…💫
🌾🌷🌾Контрастом томной манящей Хабанере прозвучала виртуозная концертная рапсодия для скрипки и фортепиано 1924 года «Цыганка», в духе рапсодий Ф.Листа. Цыганскую тему подхватил номер «на бис». Лихо и азартно сыгранный «Жаворонок» Ангелуша Динику, румынского композитора и скрипача-виртуоза цыганского происхождения, вызвал шквал аплодисментов.🌾🌷🌾«Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца», - писал М.Равель: «Музыка, я настаиваю на этом, несмотря ни на что, должна быть прекрасной». И на последнем концерте цикла «Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций» 22.06.2023 это было воистину так! 🌾🌷🌾🌾🌷🌾🌾🌷🌾🌾🌷🌾🌾🌷🌾

Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)

15 июня 2023 года. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон

🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾
🎶Цикл Летних концертов классической музыки "Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций" продолжается!
💫15 июня зал ДМШ №20 был полон, и это отрадно. Детям обязательно нужно видеть своих преподавателей на сцене. Слышать их игру. Восхищаться силой и красотой. Загораться огнём их вдохновения. Одно дело – показ в классе. Иное – когда учителя предстают перед ними не в кулуарах ДМШ, а во время концерта. Свободными от бремени наставничества, преображёнными в иных ипостасях.💫
🌾Концерт Преподавателей ДМШ №20 15 июня познакомил публику с музыкой композиторов разных эпох и стран, перенося из Германии эпохи барокко Иоганна Себастьяна Баха в Австрию времён классицизма В.А.Моцарта, из Парижа периода романтизма, где в 1830х годах могли пересечься такие виртуозы, как Ф.Шопен, Ф.Лист, Н.Паганини, в 20 век, во Францию Альберта Перилу и Клода Болинга, Испанию Энрике Гранадоса, Висенте Гомеса и Федерико Морено-Торроба, Англию Мадлен Дринг, Америку Ребекки Кларк, Россию и Швейцарию Павла Фёдоровича Юона. Звучали произведения наших современников – Эмануила Сежурне (Франция), Валерия Сюткина (Россия). Завершила концерт композиция Мередит Уиллсон, написанная для бродвейского мюзикла «Музыкант» (1957 г.), исполненная группой «Битлз», ныне же переложенная для Ансамбля преподавателей.
💫Впечатляющий список имён, не правда ли? Но программа поражает воображение не только этим. Восхищает представленное тембровое изобилие, изощрённость инструментального арсенала и творческого потенциала ДМШ №20.💫
🌷Несколько лет назад у меня было много учеников из флейтового класса, тогда меня пленили звуки флейт Софии Дудинской и Юлии Шолоховой, их шарм и очарование. Тогда я поняла, что флейта может быть очень разной: прозрачной - и меццо-сопрановой, густой; лёгкой – и резкой, как удар хлыста.
🌾Когда две мои девочки-скрипачки поступали в музыкальные училища, я была покорена профессионализмом струнного отделения. Разве могут оставить кого-нибудь равнодушными проникновенный альт Тимофея Чернобылова, нежность скрипки и улыбки Ольги Мицкевич, томная виолончель и глаза Софьи Зайчиковой? Её одухотворенное лицо особо поразило меня на последнем концерте - оно периодически скрывалось за пюпитром, как за чадрой, так что на виду оставались только живые чёрные глаза, лучащиеся удовольствием делиться музыкой с публикой. ✨«Три грации!», - мысленно воскликнула я, глядя на трио струнниц с пианисткой Е.Серогородской. А уж как хороша была скрипка в дуэте с гитарой Сергея Голякова, высоко ценимого моим сыном, к слову, учившимся у него игре на этом благородном инструменте. ✨Классическая гитара и дворовая гитара – это такие разные гитары! Сколько воспоминаний всколыхнули Сегидилья и Романс… Испанские переборы, и скандалы с родными детками, которых нужно было заставлять заниматься музыкой, о как вы горячили кровь!
🌷После интенсивных уроков с ещё одной абитуриенткой, ныне серьёзным профессиональным музыкантом Полиной Ильиной, я оценила саксофон Вадима Богорада. 15 июня его минусовка привнесла в концертный зал флёр приморской танцплощадки курортного города, расслабленную атмосферу концертов на свежем воздухе, нашёптывающих: «Я – то, что надо».
🌾В этом году я влюбилась в гобой. Барочный ансамбль непредставим теперь для меня без неповторимого колорита тембра этого инструмента. Спасибо Владиславе Гошевой за доставленное удовольствие!
🌷Пианистки Юлия Мельникова, Людмила Соколова, Наталья Касаткина, Оксана Кудряшова привычно плели строгие линии полифонии Баха, изящные кружева мелодий Моцарта и Паганини.
🌾Мужская часть команды не отставала. И.Екимов продемонстрировал владение техникой для исполнения произведений таких разных композиторов, как Шопен и Лист, мне даже картинка привиделась из «Музыкального Клондайка» - помните, «пианизм Шопена» с миксерами, и «крупная техника Листа» – с растянутыми через октавы пальцами? Сергей Румянцев поддерживал ансамбли, деликатно и выразительно. Как можно быть таким монументальным и воздушным одновременно? Мягкие глубокие бархатные звуки из-под его пальцев рождались словно сами собой, по волшебству.
🌷С новой стороны открылась Татьяна Бабатьева. Обычно очень позитивная, она вышла на сцену и застыла, как большая скорбная птица, с веером палочек-крыльев. И начала священнодействовать. Это было похоже на танец и мистерию. Извлекаемые звуки пронзали душу. Маримба стенала, призывала к ответу, задавала философские вопросы, утешала на пару с фортепиано Е.Серогородской. Вещие птицы Сирин и Гамаюн...
✨Запоминающимся стало и выступление Игоря Вепрева. В его исполнении прозвучал «Электронный пейзаж» на электронных инструментах, унесший воображение в мир «Тайны третьей планеты», с путешествиями к дальним галактикам писателей-фантастов во главе с Киром Булычёвым.✨
💫Вот такой необычный фантастический концерт состоялся в четверг в концертном зале ДМШ№20. Приходите! У нас интересно! 💫

Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)

8 июня 2023 года. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон

🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾
🎶8 июня цикл Летних концертов классической музыки "Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций" прошёл под знаком пленительной женственности. 👏Фортепианный дуэт Ирины Васильевой и Ольги Ермаковой усладил не только слух.
💫Бывает, смотришь на руки пианиста, и чувствуешь физический дискомфорт от неудобств и сложностей, испытываемых им. Тут - ни малейшего напряжения, ни одного лишнего усилия. Прекрасные женские пальцы порхали в Шуберте, как крылья бабочек, изящно, легко. Каждым звуком подписываясь под знаменитыми словами Франца Шуберта: «Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая свойственна и прекрасным пианистам и которая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу».
💫 Один и тот же рояль - но насколько иначе зазвучал Мендельсон. Наверняка каждый из наших юных пианистов пробовал играть "Песни без слов" Феликса Мендельсона, и знает, как непросто добиться выразительного легатного ведения во фразах длинного дыхания. В интерпретации Ирины Васильевой и Ольги Ермаковой плавное, тягучее погружение в инструмент рождало мелодию, льющуюся полноводной рекой, то рассыпающуюся брильянтовыми брызгами маленьких водопадов на озорных лесных ручейках.
💫Сезар Франк - ещё один маленький шажок в путешествии во времени от первого романтика Шуберта к композиторам двадцатого столетия. Этот очень необычный французский композитор творил в эпоху позднего романтизма. Р. Роллан писал о нем от имени героя романа Жана Кристофа: «...этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество». К. Дебюсси, не избежавший обаяния Франка, вспоминал о нем: «Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой настолько неистребимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость событий». В концерте прозвучала Прелюдия, фуга и вариации для органа ор.18 в четырёхручном переложении А.Дэко. И мурашки бежали по коже от иллюзии органного звучания, от хрупкого стеклянного пиано и всепоглощающего форте фортепианного дуэта, от грустной, мудрой, величественной и в то же время простой музыки Сезара Франка.
💫Лео Смит - голландский композитор, чья жизнь трагически оборвалась в 43 года, весной тысяча девятьсот сорок третьего. Музыка Европы начала 20 века напоминала кипящий котёл жанров и стилей. Неудивительно, что в Дивертисменте Смита мне слышались колоритные целотоновые созвучия Равеля и Дебюсси, острая, резковатая, угловатая манера построения мелодики, ритма, интервальной вертикали Стравинского, джазовые интонации, токкатные приёмы "вечного движения", свойственные урбанизму раннего Пуленка, Онеггера, Прокофьева. Все эти детали сплавлялись в удивительный, сложный, но в то же время лёгкий для восприятия, узнаваемый стиль Лео Смита (не путать с канадским композитором с таким же именем!). Аудиозапись с музыкой Лео Смита нашла только здесь: https://classic-online.ru/ru/production/4243
💫Мощным финалом концерта стала Фантазия Ференца Листа на темы из оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Дон Жуан", исполненные на двух роялях. Оркестральное звучание, союз силы и мягкости, мастерства и естественности. Поражало, как такие хрупкие элегантные дамы сумели извлечь из инструментов феноменальные звуки, буквально пригвоздившие публику к месту. И у прекрасных пианисток ещё остались силы сыграть на бис... Браво! 🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾
Пойду "Дон Жуана" на ночь послушаю...
🔥🍀"Я не то, чтобы от скуки,🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾
🔥🍀🔥🍀я надеялся понять,🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾
🔥🍀🔥🍀🔥🍀Как умеют эти руки🌷🌾🌷🌾🌷🌾
🔥🍀🔥🍀🔥🍀🔥🍀эти звуки извлекать". 🌷🌾 (Булат Окуджава).

Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)

Ф. Шуберт Интродукция и вариации на оригинальную тему для фортепиано в 4 руки, исп. Я. Таль, А. Гротхузен

Ф. Мендельсон Andante и Allegro brillant для фортепиано в 4 руки, соч.92, исп. Orion Weiss, Huw Watkins

© Детская музыкальная школа №20 Курортного района Санкт-Петербурга.