Отдел теоретических дисциплин
Отдел теоретических дисциплин является центральным отделом школы. Роль теоретических дисциплин в процессе воспитания грамотного, неравнодушного, способного активно мыслить, слушателя и исполнителя трудно переоценить.
Формирование духовной культуры учащихся, постижение законов и норм музыкального языка, воспитание музыкальной грамотности с опорой на изучение творений мастеров разных эпох и стилей – вот тот, далеко не полный перечень целей и задач, решаемых преподавательским составом отдела.
Отдел объединяет в учебном процессе всех учащихся музыкальной школы. На отделе работают 4 преподавателя, руководит отделом Мазурок Ольга Вячеславовна. Изучаются следующие дисциплины и предметы учебного плана: «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература».
«Сольфеджио» – один из важнейших предметов теоретического цикла, который Н.А. Римский-Корсаков называл «гимнастикой слуха». Это предмет комплексный, объединяющий несколько видов деятельности, которые играют важную роль в развитии юного музыканта. Все азы музыкальной грамоты, основы теории музыки постигаются на сольфеджио. Важное направление работы – развитие музыкального слуха. Ни один музыкант не может быть таковым, не обладая хорошо развитым чутким слухом, который дает возможность воспринимать и осознавать музыку. Наш музыкальный слух требует регулярных тренировок. При отсутствии таковых, музыкальный слух теряет свою чуткость и притупляется. Особое значение имеет развитие чувства музыкального метра и ритма. На уроках сольфеджио полученные навыки находят непосредственное применение и закрепляются. Объединяющим все достижения в разных направлениях деятельности является творчество: исполнение, сочинение.
Главной целью предмета «Слушание музыки» является воспитание в учащихся музыкальной культуры, приобщение к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. «Слушание музыки» развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса, а также развивает воображение, ассоциативное мышление.
«Музыкальная литература» – учебная дисциплина, в программу которой входит изучение биографий крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, важных сочинений. Среди основных задач предмета – дать учащимся общее представление о мире классической, народной, основных направлениях современной и джазовой музыки, об элементах ее строения и средствах выразительности; обучить умению грамотно излагать впечатления и мысли о музыке; накопление музыкального багажа, расширение музыкальной эрудиции и кругозора.
Составной частью предмета «Музыкальная литература» является курс «Музыкальный Санкт-Петербург», который помогает учащимся получить необходимые краеведческие знания, свободно ориентироваться в музыкальной культуре нашего города. На занятиях ребята знакомятся с историей основных музыкально-театральных и концертных учреждений, с действующими музыкальными музеями, концертными залами, учебными заведениями, а также памятными местами и сегодняшней музыкальной жизнью города.
Тот факт, что из всех видов искусств именно музыка оказывает наибольшее влияние на умы и сердца людей, является очевидным и в доказательствах не нуждается! Подобно другим видам искусства, музыка отражает действительность в движении, динамике и в центре этого движения оказывается человек с его чувствами, эмоциями, переживаниями, с его субъективным восприятием окружающего мира. На протяжении столетий исследователи, музыканты и просто ценители музыки, стремясь проникнуть в суть бессмертных произведений, пытаются ответить на вопрос: «Что за тайна сокрыта в музыкальных звуках? Как постичь и понять удивительный язык этого искусства, способный выразить огромное содержание, с трудом передаваемое словами?»
Неслучайно «…ключевым словом в Программе развития школы, определяющим цели и результаты всех форм и направлений работы школы, является слово «РАЗВИТИЕ». В первую очередь, имеется ввиду развитие музыкальных способностей, слуховое развитие, развитие интеллекта, личности, развитие духовное……».
22 июня 2023 года. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон
Я давно заметила, что большие музыканты, истинные профессионалы высочайшего класса, отличаются ещё и высоким уровнем человечности. Последний летний концерт цикла «Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций» в Зале ДМШ №20 был изумителен. И самое приятное, что техническое совершенство – а играли не много ни мало лауреаты международных конкурсов Мария Хуссу (скрипка) и Ольга Ефремова (фортепиано)! – было окрашено теплом искренних и ярких эмоций. Подчёркнутых небольшими словесными отступлениями. Несомненно, публике и коллективу ДМШ№20 было приятно услышать доброе слово о себе и узнать, что блистательный дуэт посвящает им исполнение произведения «Прекрасный вечер» французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси. Если этого сочинения ещё нет в ваших плей-листах, обязательно добавьте и послушайте на закате!
Интригующим было и уточнение, что Бела Виктор Янош Барток – венгерский композитор и музыковед-фольклорист 20 века – в Шести румынских танцах использовал народные темы не откуда-нибудь, а из области Трансильвании. Той самой Трансильвании, родины Влада Цепеша, ставшего прототипом графа Дракулы. Кому там из моих учеников третьего класса мюзикл «Бал вампиров» понравился? Бела Барток, вот ей-богу, музыкально интереснее! Сюита из шести коротких пьес была написана в 1915 году для фортепиано, а в 1925 венгерский скрипач Золтан Секей адаптировал её для скрипки и фортепиано. Исполнение было завораживающее, если закрыть глаза – мыслью уносишься в мир «Круговых танцев» и «Танцев с палками», «Танцев с поясом» и «Топтанием на месте», в мир цыганских скрипок и пастушьих флейт…
Дата завершающего концерта выпала на 22 июня. Значение этого дня было ненавязчиво акцентировано посвящением павшим воинам Великой Отечественной Войны исполнения Ларго Ф.М.Вераччини. Светлая возвышенная скорбь прозвучала, как что-то глубоко личное. Отразившись не только в звуках, но и в горьких складках застывших лиц. Тем горячей, темпераментным напоминанием о том, как прекрасна жизнь, взвился «Испанский танец» из первой оперы испанского композитора Мануэля Де Фальи «La vida breve», что переводится как «Жизнь коротка». «Я стремлюсь к искусству столь же сильному, сколь и простому, чуждому тщеславия и эгоизма. Цель искусства - порождать чувство во всех его аспектах, и другой цели у него не может и не должно быть», - писал Мануэль де Фалья. И это в полной мере продемонстрировал ослепительный дуэт Марии Хуссу и Ольги Ермаковой.
По словам Ирины Шараповой, настоящий концертмейстер должен уметь «преподнести солиста, как бриллиант на золотом блюде». На концерте 22 июня мы познакомились и с этой гранью дарования Ольги Ермаковой. В Сонате №4 Ре мажор Георга Филиппа Генделя фортепианная партия звучала бережным объятием дружеских рук. А вот в произведениях композиторов 20 века скрипка и фортепиано уже выступали, скорее, как равноправные партнёры, поддерживающие и слышащие друг друга. Я считаю, надо приучать детей слушать музыку 20 столетия как можно раньше – ведь это тоже классика! Не Моцартом единым сыты будем. Еще немного, и сочинениям Прокофьева будет 100 лет! Гавот из балета «Золушка» прозвучал остро, в духе скерцандо. Вызвав живой отклик у слушателей. Вообще, программа концерта порадовала моё музыковедческое сердце, пройдя по тонкой грани между строгим академическим стилем и броскими «шлягерными» номерами, в полной мере выполнив просветительскую задачу познакомить публику с авторами, стоящими за рамками школьных учебников по музыкальной литературе.
В 1905 году музыкант Филипп Крейслер, которого С.В.Рахманинов назвал лучшим скрипачом своего времени, (не путать с другим скрипачом, Родольфом Крейцером, по имени которого названа Ля мажорная Соната для скрипки и фортепиано соч. 47 №9 Людвига ван Бетховена!) издал серию пьес для скрипки и фортепиано под нейтральным названием «Классические рукописи». Желая расширить традиционный концертный репертуар, но опасаясь, что публика не одобрит его композиторское творчество, он выдавал свои произведения за обработки сочинений мастеров прошлого: «Кто слышал хотя бы одно произведение Пуньяни, Картье, Франкера, Порпоры, Луи Куперена, падре Мартини или Стамица прежде, чем я начал писать под их именами? Они жили лишь на страницах музыкальных лексиконов, а их сочинения пребывали в забвении в стенах монастырей или пылились на полках библиотек. Эти имена были не более чем пустыми раковинами, старыми, забытыми плащами, которыми я воспользовался, чтобы скрыть свою собственную личность». В 1935 году Филипп Крейслер «разоблачил» сам себя. Повергнув критиков в шок, он признался в мистификации и доказал своё авторство «Классических рукописей». И те, кто был на концерте в Зале ДМШ№20 22 июня, имели удовольствие услышать самую популярную пьесу цикла - «Прелюдию и аллегро» в стиле итальянского скрипача и композитора 18 века Джулио Гаэтано Джероламо Пуньяни, в которой скрипка в руках Марии Хуссу пела с мощью и драматизмом голоса меццо-сопрано.
Финальную часть концертного вечера составили сочинения французского композитора-импрессиониста, про которого я всё детство думала, что он испанец. А уже в училище узнала, что была не так далека от правды: ведь именно Испанию Морис Равель считал своей «второй музыкальной родиной». Недаром его творческий путь завершили «Три песни Дон Кихота» для Фёдора Шаляпина, а до этого были «Болеро», «Испанский час», «Испанская рапсодия», «Хабанера»… Помните, в опере Жоржа Бизе звучит характерная ритмо-формула (восьмая с точкой шестнадцатая две восьмые), а потом Кармен поёт «У любви как у пташки крылья»? Танец с таким ритмом сопровождения в 18 веке назывался Contradanza cubana – Кубинский контрданс. Позже он трансформировался в Danza habanera, а после в просто «Habanera», из «Гаванского танца» превратившись в «Гаванку» («жительницу Гаваны»). Наряду с Ж.Бизе, К.Сен-Сансом и Сарасате, обаянию хабанеры поддался и Морис Равель. Так, в 1907 году появился Вокализ-этюд в форме хабанеры для голоса и фортепиано. И его различные переложения…
Контрастом томной манящей Хабанере прозвучала виртуозная концертная рапсодия для скрипки и фортепиано 1924 года «Цыганка», в духе рапсодий Ф.Листа. Цыганскую тему подхватил номер «на бис». Лихо и азартно сыгранный «Жаворонок» Ангелуша Динику, румынского композитора и скрипача-виртуоза цыганского происхождения, вызвал шквал аплодисментов.«Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца», - писал М.Равель: «Музыка, я настаиваю на этом, несмотря ни на что, должна быть прекрасной». И на последнем концерте цикла «Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций» 22.06.2023 это было воистину так!
Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)
300-летию Сестрорецка посвящается
В субботу, 20 сентября, в концертном зале Детской музыкальной школы №20 состоялся концерт, посвященный 300-летнему юбилею нашего города. В исполнении Н.Яцентковской (сопрано), М.Черной (фортепиано), И.Бергер (флейта), А.Полякова (гитара) и Г.Яцентковского (виолончель) прозвучали популярные произведения отечественных и зарубежных композиторов.
8 июня 2023 года. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон
8 июня цикл Летних концертов классической музыки "Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций" прошёл под знаком пленительной женственности. Фортепианный дуэт Ирины Васильевой и Ольги Ермаковой усладил не только слух.
Бывает, смотришь на руки пианиста, и чувствуешь физический дискомфорт от неудобств и сложностей, испытываемых им. Тут - ни малейшего напряжения, ни одного лишнего усилия. Прекрасные женские пальцы порхали в Шуберте, как крылья бабочек, изящно, легко. Каждым звуком подписываясь под знаменитыми словами Франца Шуберта: «Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая свойственна и прекрасным пианистам и которая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу».
Один и тот же рояль - но насколько иначе зазвучал Мендельсон. Наверняка каждый из наших юных пианистов пробовал играть "Песни без слов" Феликса Мендельсона, и знает, как непросто добиться выразительного легатного ведения во фразах длинного дыхания. В интерпретации Ирины Васильевой и Ольги Ермаковой плавное, тягучее погружение в инструмент рождало мелодию, льющуюся полноводной рекой, то рассыпающуюся брильянтовыми брызгами маленьких водопадов на озорных лесных ручейках.
Сезар Франк - ещё один маленький шажок в путешествии во времени от первого романтика Шуберта к композиторам двадцатого столетия. Этот очень необычный французский композитор творил в эпоху позднего романтизма. Р. Роллан писал о нем от имени героя романа Жана Кристофа: «...этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество». К. Дебюсси, не избежавший обаяния Франка, вспоминал о нем: «Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой настолько неистребимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость событий». В концерте прозвучала Прелюдия, фуга и вариации для органа ор.18 в четырёхручном переложении А.Дэко. И мурашки бежали по коже от иллюзии органного звучания, от хрупкого стеклянного пиано и всепоглощающего форте фортепианного дуэта, от грустной, мудрой, величественной и в то же время простой музыки Сезара Франка.
Лео Смит - голландский композитор, чья жизнь трагически оборвалась в 43 года, весной тысяча девятьсот сорок третьего. Музыка Европы начала 20 века напоминала кипящий котёл жанров и стилей. Неудивительно, что в Дивертисменте Смита мне слышались колоритные целотоновые созвучия Равеля и Дебюсси, острая, резковатая, угловатая манера построения мелодики, ритма, интервальной вертикали Стравинского, джазовые интонации, токкатные приёмы "вечного движения", свойственные урбанизму раннего Пуленка, Онеггера, Прокофьева. Все эти детали сплавлялись в удивительный, сложный, но в то же время лёгкий для восприятия, узнаваемый стиль Лео Смита (не путать с канадским композитором с таким же именем!). Аудиозапись с музыкой Лео Смита нашла только здесь: https://classic-online.ru/ru/production/4243
Мощным финалом концерта стала Фантазия Ференца Листа на темы из оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Дон Жуан", исполненные на двух роялях. Оркестральное звучание, союз силы и мягкости, мастерства и естественности. Поражало, как такие хрупкие элегантные дамы сумели извлечь из инструментов феноменальные звуки, буквально пригвоздившие публику к месту. И у прекрасных пианисток ещё остались силы сыграть на бис... Браво!
Пойду "Дон Жуана" на ночь послушаю...
"Я не то, чтобы от скуки,
я надеялся понять,
Как умеют эти руки
эти звуки извлекать". (Булат Окуджава).
Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)