Как мы отмечали День музыки
День музыки, 1 октября, учащиеся нашей школы отметили с улыбками и подарками. На хоровом пении и сольфеджио ребятам были предложены небольшие музыкальные задания, с которыми они с удовольствием справились! Мы верим в своих учеников!!! Они у нас самые-самые!!!
Фоторепортаж смотрите здесь
ХVII Городская теоретическая конференция «Произведения А.С. Пушкина в музыке» (к 225 – летию со дня рождения)
Воспитанницы 7 класса и 4 класса ДМШ №20 Курортного района Анисимова Вероника и Хачатурова Дарья приняли участие в ХVII Городской теоретической конференции «Произведения А.С. Пушкина в музыке» (к 225 – летию со дня рождения).
Под руководством Левской Елены Владиславовны Вероника выступила с докладом "А.С. Пушкин в творчестве М.И. Глинки", Дарья подготовила доклад "Пушкиниана Прокофьева".
Спасибо ДМШ имени Андрея Петрова за приглашение, за интереснейшее гостеприимное мероприятие и приятные отзывы о наших работах!
22 июня 2023 года. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон
Я давно заметила, что большие музыканты, истинные профессионалы высочайшего класса, отличаются ещё и высоким уровнем человечности. Последний летний концерт цикла «Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций» в Зале ДМШ №20 был изумителен. И самое приятное, что техническое совершенство – а играли не много ни мало лауреаты международных конкурсов Мария Хуссу (скрипка) и Ольга Ефремова (фортепиано)! – было окрашено теплом искренних и ярких эмоций. Подчёркнутых небольшими словесными отступлениями. Несомненно, публике и коллективу ДМШ№20 было приятно услышать доброе слово о себе и узнать, что блистательный дуэт посвящает им исполнение произведения «Прекрасный вечер» французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси. Если этого сочинения ещё нет в ваших плей-листах, обязательно добавьте и послушайте на закате!
Интригующим было и уточнение, что Бела Виктор Янош Барток – венгерский композитор и музыковед-фольклорист 20 века – в Шести румынских танцах использовал народные темы не откуда-нибудь, а из области Трансильвании. Той самой Трансильвании, родины Влада Цепеша, ставшего прототипом графа Дракулы. Кому там из моих учеников третьего класса мюзикл «Бал вампиров» понравился? Бела Барток, вот ей-богу, музыкально интереснее! Сюита из шести коротких пьес была написана в 1915 году для фортепиано, а в 1925 венгерский скрипач Золтан Секей адаптировал её для скрипки и фортепиано. Исполнение было завораживающее, если закрыть глаза – мыслью уносишься в мир «Круговых танцев» и «Танцев с палками», «Танцев с поясом» и «Топтанием на месте», в мир цыганских скрипок и пастушьих флейт…
Дата завершающего концерта выпала на 22 июня. Значение этого дня было ненавязчиво акцентировано посвящением павшим воинам Великой Отечественной Войны исполнения Ларго Ф.М.Вераччини. Светлая возвышенная скорбь прозвучала, как что-то глубоко личное. Отразившись не только в звуках, но и в горьких складках застывших лиц. Тем горячей, темпераментным напоминанием о том, как прекрасна жизнь, взвился «Испанский танец» из первой оперы испанского композитора Мануэля Де Фальи «La vida breve», что переводится как «Жизнь коротка». «Я стремлюсь к искусству столь же сильному, сколь и простому, чуждому тщеславия и эгоизма. Цель искусства - порождать чувство во всех его аспектах, и другой цели у него не может и не должно быть», - писал Мануэль де Фалья. И это в полной мере продемонстрировал ослепительный дуэт Марии Хуссу и Ольги Ермаковой.
По словам Ирины Шараповой, настоящий концертмейстер должен уметь «преподнести солиста, как бриллиант на золотом блюде». На концерте 22 июня мы познакомились и с этой гранью дарования Ольги Ермаковой. В Сонате №4 Ре мажор Георга Филиппа Генделя фортепианная партия звучала бережным объятием дружеских рук. А вот в произведениях композиторов 20 века скрипка и фортепиано уже выступали, скорее, как равноправные партнёры, поддерживающие и слышащие друг друга. Я считаю, надо приучать детей слушать музыку 20 столетия как можно раньше – ведь это тоже классика! Не Моцартом единым сыты будем. Еще немного, и сочинениям Прокофьева будет 100 лет! Гавот из балета «Золушка» прозвучал остро, в духе скерцандо. Вызвав живой отклик у слушателей. Вообще, программа концерта порадовала моё музыковедческое сердце, пройдя по тонкой грани между строгим академическим стилем и броскими «шлягерными» номерами, в полной мере выполнив просветительскую задачу познакомить публику с авторами, стоящими за рамками школьных учебников по музыкальной литературе.
В 1905 году музыкант Филипп Крейслер, которого С.В.Рахманинов назвал лучшим скрипачом своего времени, (не путать с другим скрипачом, Родольфом Крейцером, по имени которого названа Ля мажорная Соната для скрипки и фортепиано соч. 47 №9 Людвига ван Бетховена!) издал серию пьес для скрипки и фортепиано под нейтральным названием «Классические рукописи». Желая расширить традиционный концертный репертуар, но опасаясь, что публика не одобрит его композиторское творчество, он выдавал свои произведения за обработки сочинений мастеров прошлого: «Кто слышал хотя бы одно произведение Пуньяни, Картье, Франкера, Порпоры, Луи Куперена, падре Мартини или Стамица прежде, чем я начал писать под их именами? Они жили лишь на страницах музыкальных лексиконов, а их сочинения пребывали в забвении в стенах монастырей или пылились на полках библиотек. Эти имена были не более чем пустыми раковинами, старыми, забытыми плащами, которыми я воспользовался, чтобы скрыть свою собственную личность». В 1935 году Филипп Крейслер «разоблачил» сам себя. Повергнув критиков в шок, он признался в мистификации и доказал своё авторство «Классических рукописей». И те, кто был на концерте в Зале ДМШ№20 22 июня, имели удовольствие услышать самую популярную пьесу цикла - «Прелюдию и аллегро» в стиле итальянского скрипача и композитора 18 века Джулио Гаэтано Джероламо Пуньяни, в которой скрипка в руках Марии Хуссу пела с мощью и драматизмом голоса меццо-сопрано.
Финальную часть концертного вечера составили сочинения французского композитора-импрессиониста, про которого я всё детство думала, что он испанец. А уже в училище узнала, что была не так далека от правды: ведь именно Испанию Морис Равель считал своей «второй музыкальной родиной». Недаром его творческий путь завершили «Три песни Дон Кихота» для Фёдора Шаляпина, а до этого были «Болеро», «Испанский час», «Испанская рапсодия», «Хабанера»… Помните, в опере Жоржа Бизе звучит характерная ритмо-формула (восьмая с точкой шестнадцатая две восьмые), а потом Кармен поёт «У любви как у пташки крылья»? Танец с таким ритмом сопровождения в 18 веке назывался Contradanza cubana – Кубинский контрданс. Позже он трансформировался в Danza habanera, а после в просто «Habanera», из «Гаванского танца» превратившись в «Гаванку» («жительницу Гаваны»). Наряду с Ж.Бизе, К.Сен-Сансом и Сарасате, обаянию хабанеры поддался и Морис Равель. Так, в 1907 году появился Вокализ-этюд в форме хабанеры для голоса и фортепиано. И его различные переложения…
Контрастом томной манящей Хабанере прозвучала виртуозная концертная рапсодия для скрипки и фортепиано 1924 года «Цыганка», в духе рапсодий Ф.Листа. Цыганскую тему подхватил номер «на бис». Лихо и азартно сыгранный «Жаворонок» Ангелуша Динику, румынского композитора и скрипача-виртуоза цыганского происхождения, вызвал шквал аплодисментов.«Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца», - писал М.Равель: «Музыка, я настаиваю на этом, несмотря ни на что, должна быть прекрасной». И на последнем концерте цикла «Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций» 22.06.2023 это было воистину так!
Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)