Санкт-Петербургское государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования


«Детская музыкальная школа № 20
Курортного района»

"Открывая календарь знаменательных дат" учащаяся 8 кл.

Продолжая общешкольный проект "Открывая календарь знаменательных дат", публикуем выступление учащейся 8 класса ДМШ №20 Ирины Румянцевой на ХVI Городской теоретической конференции «С.В. Рахманинов. Жизнь и творчество (к 150 – летию со дня рождения)", состоявшейся в ДМШ им. А.Петрова 12 апреля.

В докладе "Музыкальные пейзажи" на примере романсов разного времени ("В молчаньи ночи тайной", "Здесь хорошо", "Сирень") рассматриваются образы природы в камерном творчестве Рахманинова. С.М.Слонимский назвал Рахманинова «последним романтиком мирового класса». В отличие от отстраненного любования образами природы в импрессионизме для романтизма природа всегда сопоставляется с главным героем. В этом Рахманинов созвучен со своим любимым художником Левитаном: «Пейзаж должен быть наполнен смыслом. Протокольная правда никому не нужна, важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». В докладе прослеживается эволюция композиторского мастерства от раннего романса «В молчаньи ночи тайной», в котором в «концентрированном виде» представлен богатый круг ассоциаций от Чайковского, Бородина и Мусоргского до оркестровых красок фортепианного Листа. В более поздних романсах «Утро» и «Здесь хорошо», «Островок» прослеживается развитие индивидуального авторского стиля, позволяющее экономными средствами достигать лаконичного совершенства.

«Картина — это что такое? — говорил Левитан. — Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника». В знаменитом романсе «Сирень» Рахманинов профильтровал не только пейзаж, но и природу человека, эмоционально переосмыслив текст. Музыкальный пейзаж Рахманинова не абстрактен, это не бесплодная пустошь, даже когда «здесь нет людей» - в центре внимания композитора всегда будет «История души» (по высказыванию Саврасова: «пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку»).

В докладе прослеживаются ассоциации музыкальных пейзажей Рахманинова с картинами Левитана, Саврасова, Клода Моне, Врубеля (Надежда Ивановна Забела – замечательная певица, жена и муза великого русского художника-символиста Михаила Врубеля – исполнила романс «Сирень» в январе 1903 года. По легенде, именно после этого события М.Врубель написал картину «Куст сирени»).
Преподаватель Левская Елена Владиславовна Елена Левская

https://disk.yandex.ru/i/FxyOzkmbqzkWrQ

"Открывая календарь знаменательных дат" учащиеся 2 кл.

Продолжая общешкольный проект "Открывая календарь знаменательных дат", посвященный жизни и творчеству С.В.Рахманинова, публикуем сообщение учащихся 2 класса, подготовленное в рамках предмета "Слушание музыки", раздел "Народная песня в музыке русских композиторов".

Тема доклада "Первая песня из опуса 41 "Три русские песни" Сергея Васильевича Рахманинова".

Согласно свидетельству Л.Я.Нелидовой-Фивейской, Сергей Васильевич Рахманинов до конца жизни ощущал народную песню как "ПЕРВОИСТОЧНИК, ОТ КОТОРОГО ПОШЛА ВСЯ НАША РУССКАЯ МУЗЫКА".

Из воспоминаний Л.Я. Нелидовой-Фивейской: "Последний раз я видела Рахманинова незадолго до его кончины, в пасхальную заутреню в Нью-Йорке. Церковь была переполнена, и много народу стояло на улице. Мы с мужем очутились позади Рахманинова, окружённого своим семейством. Рядом с ним стояли его высокая, статная жена Наталия Александровна и её сестра Софья Александровна.

Ровно в двенадцать часов я громко обратилась к Сергею Васильевичу с пасхальным приветствием. Он обернулся, увидел нас и улыбнулся своей чарующей, как бы застенчивой улыбкой. Я поразилась его худобе. Мускулы и кости его бледного лица, с большими мешками под глазами, выступали, как на голом черепе.

— Я люблю церковное пение, — сказал он Фивейскому. — Не правда ли, Михаил Михайлович, ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка..."
© https://senar.ru/memoirs/Nelidova-Fiveiskaya

В проекте приняли участие Барышева Алена, Емельянова Алевтина, Круглова Ирина, Ладвищенко Дарья, Понкратова София, Цветов Глеб. Спасибо, ребята, что потратили своё личное время на подготовку. Молодцы!

Слушайте доклад, слушайте музыку...

Преподаватель теоретических дисциплин Левская Елена Владиславовна Елена Левская

https://vk.com/video3342326_456239352?list=ff89771c49b912757d
https://vk.com/video3342326_456239351?list=bc5eed32e74e51ed6d

https://disk.yandex.ru/i/n5T0O1nfIY8flg

© Детская музыкальная школа №20 Курортного района Санкт-Петербурга.