Санкт-Петербургское государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования


«Детская музыкальная школа № 20
Курортного района»

Отдел теоретических дисциплин

  Отдел теоретических дисциплин является центральным отделом школы. Роль теоретических дисциплин в процессе воспитания грамотного, неравнодушного, способного активно мыслить, слушателя и исполнителя трудно переоценить.
  Формирование духовной культуры учащихся, постижение законов и норм музыкального языка, воспитание музыкальной грамотности с опорой на изучение творений мастеров разных эпох и стилей – вот тот, далеко не полный перечень целей и задач, решаемых преподавательским составом отдела.
  Отдел объединяет в учебном процессе всех учащихся музыкальной школы. На отделе работают 4 преподавателя, руководит отделом Мазурок Ольга Вячеславовна. Изучаются следующие дисциплины и предметы учебного плана: «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература».
  «Сольфеджио» – один из важнейших предметов теоретического цикла, который Н.А. Римский-Корсаков называл «гимнастикой слуха». Это предмет комплексный, объединяющий несколько видов деятельности, которые играют важную роль в развитии юного музыканта. Все азы музыкальной грамоты, основы теории музыки постигаются на сольфеджио. Важное направление работы – развитие музыкального слуха. Ни один музыкант не может быть таковым, не обладая хорошо развитым чутким слухом, который дает возможность воспринимать и осознавать музыку. Наш музыкальный слух требует регулярных тренировок. При отсутствии таковых, музыкальный слух теряет свою чуткость и притупляется. Особое значение имеет развитие чувства музыкального метра и ритма. На уроках сольфеджио полученные навыки находят непосредственное применение и закрепляются. Объединяющим все достижения в разных направлениях деятельности является творчество: исполнение, сочинение.
  Главной целью предмета «Слушание музыки» является воспитание в учащихся музыкальной культуры, приобщение к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. «Слушание музыки» развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса, а также развивает воображение, ассоциативное мышление.
  «Музыкальная литература» – учебная дисциплина, в программу которой входит изучение биографий крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, важных сочинений. Среди основных задач предмета – дать учащимся общее представление о мире классической, народной, основных направлениях современной и джазовой музыки, об элементах ее строения и средствах выразительности; обучить умению грамотно излагать впечатления и мысли о музыке; накопление музыкального багажа, расширение музыкальной эрудиции и кругозора.
  Составной частью предмета «Музыкальная литература» является курс «Музыкальный Санкт-Петербург», который помогает учащимся получить необходимые краеведческие знания, свободно ориентироваться в музыкальной культуре нашего города. На занятиях ребята знакомятся с историей основных музыкально-театральных и концертных учреждений, с действующими музыкальными музеями, концертными залами, учебными заведениями, а также памятными местами и сегодняшней музыкальной жизнью города.
  Тот факт, что из всех видов искусств именно музыка оказывает наибольшее влияние на умы и сердца людей, является очевидным и в доказательствах не нуждается! Подобно другим видам искусства, музыка отражает действительность в движении, динамике и в центре этого движения оказывается человек с его чувствами, эмоциями, переживаниями, с его субъективным восприятием окружающего мира. На протяжении столетий исследователи, музыканты и просто ценители музыки, стремясь проникнуть в суть бессмертных произведений, пытаются ответить на вопрос: «Что за тайна сокрыта в музыкальных звуках? Как постичь и понять удивительный язык этого искусства, способный выразить огромное содержание, с трудом передаваемое словами?»
  Неслучайно «…ключевым словом в Программе развития школы, определяющим цели и результаты всех форм и направлений работы школы, является слово «РАЗВИТИЕ». В первую очередь, имеется ввиду развитие музыкальных способностей, слуховое развитие, развитие интеллекта, личности, развитие духовное……».

"Открывая календарь знаменательных дат" учащаяся 8 кл.

Продолжая общешкольный проект "Открывая календарь знаменательных дат", публикуем выступление учащейся 8 класса ДМШ №20 Ирины Румянцевой на ХVI Городской теоретической конференции «С.В. Рахманинов. Жизнь и творчество (к 150 – летию со дня рождения)", состоявшейся в ДМШ им. А.Петрова 12 апреля.

В докладе "Музыкальные пейзажи" на примере романсов разного времени ("В молчаньи ночи тайной", "Здесь хорошо", "Сирень") рассматриваются образы природы в камерном творчестве Рахманинова. С.М.Слонимский назвал Рахманинова «последним романтиком мирового класса». В отличие от отстраненного любования образами природы в импрессионизме для романтизма природа всегда сопоставляется с главным героем. В этом Рахманинов созвучен со своим любимым художником Левитаном: «Пейзаж должен быть наполнен смыслом. Протокольная правда никому не нужна, важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». В докладе прослеживается эволюция композиторского мастерства от раннего романса «В молчаньи ночи тайной», в котором в «концентрированном виде» представлен богатый круг ассоциаций от Чайковского, Бородина и Мусоргского до оркестровых красок фортепианного Листа. В более поздних романсах «Утро» и «Здесь хорошо», «Островок» прослеживается развитие индивидуального авторского стиля, позволяющее экономными средствами достигать лаконичного совершенства.

«Картина — это что такое? — говорил Левитан. — Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника». В знаменитом романсе «Сирень» Рахманинов профильтровал не только пейзаж, но и природу человека, эмоционально переосмыслив текст. Музыкальный пейзаж Рахманинова не абстрактен, это не бесплодная пустошь, даже когда «здесь нет людей» - в центре внимания композитора всегда будет «История души» (по высказыванию Саврасова: «пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку»).

В докладе прослеживаются ассоциации музыкальных пейзажей Рахманинова с картинами Левитана, Саврасова, Клода Моне, Врубеля (Надежда Ивановна Забела – замечательная певица, жена и муза великого русского художника-символиста Михаила Врубеля – исполнила романс «Сирень» в январе 1903 года. По легенде, именно после этого события М.Врубель написал картину «Куст сирени»).
Преподаватель Левская Елена Владиславовна Елена Левская

https://disk.yandex.ru/i/FxyOzkmbqzkWrQ

"Открывая календарь знаменательных дат" учащиеся 2 кл.

Продолжая общешкольный проект "Открывая календарь знаменательных дат", посвященный жизни и творчеству С.В.Рахманинова, публикуем сообщение учащихся 2 класса, подготовленное в рамках предмета "Слушание музыки", раздел "Народная песня в музыке русских композиторов".

Тема доклада "Первая песня из опуса 41 "Три русские песни" Сергея Васильевича Рахманинова".

Согласно свидетельству Л.Я.Нелидовой-Фивейской, Сергей Васильевич Рахманинов до конца жизни ощущал народную песню как "ПЕРВОИСТОЧНИК, ОТ КОТОРОГО ПОШЛА ВСЯ НАША РУССКАЯ МУЗЫКА".

Из воспоминаний Л.Я. Нелидовой-Фивейской: "Последний раз я видела Рахманинова незадолго до его кончины, в пасхальную заутреню в Нью-Йорке. Церковь была переполнена, и много народу стояло на улице. Мы с мужем очутились позади Рахманинова, окружённого своим семейством. Рядом с ним стояли его высокая, статная жена Наталия Александровна и её сестра Софья Александровна.

Ровно в двенадцать часов я громко обратилась к Сергею Васильевичу с пасхальным приветствием. Он обернулся, увидел нас и улыбнулся своей чарующей, как бы застенчивой улыбкой. Я поразилась его худобе. Мускулы и кости его бледного лица, с большими мешками под глазами, выступали, как на голом черепе.

— Я люблю церковное пение, — сказал он Фивейскому. — Не правда ли, Михаил Михайлович, ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка..."
© https://senar.ru/memoirs/Nelidova-Fiveiskaya

В проекте приняли участие Барышева Алена, Емельянова Алевтина, Круглова Ирина, Ладвищенко Дарья, Понкратова София, Цветов Глеб. Спасибо, ребята, что потратили своё личное время на подготовку. Молодцы!

Слушайте доклад, слушайте музыку...

Преподаватель теоретических дисциплин Левская Елена Владиславовна Елена Левская

https://vk.com/video3342326_456239352?list=ff89771c49b912757d
https://vk.com/video3342326_456239351?list=bc5eed32e74e51ed6d

https://disk.yandex.ru/i/n5T0O1nfIY8flg

1 июня 2023 год. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон

Замечательны традиции Летних концертов Сестрорецкой музыкальной школы. В зале нет случайной публики. Туда приходят по велению сердца, а не долга. 👏1 июня Богдан Ефремов и Екатерина Павлова творили волшебство.
💫Я в очередной раз поняла, что Людвиг ван Бетховен, при всей эмоциональной насыщенности его творений, обладает мышлением композитора эпохи классицизма, рациональным, цельным, оптимистичным.
💫Сочинение Гаспара Кассадо́-и-Мореу - ученика Мориса Равеля, современника Мануэля де Фальи, Альфреда Казеллы, "Шестёрки" и "Нововенцев" - поразило ярким темпераментом, испанской пылкостью. Да и загадочное название - "Танец зелёного дьявола" - сродни сонате соль минор Джузеппе Тартини, стихотворениям Николая Гумилёва, Вариациям на четвёртой струне Николо Паганини на тему балета «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром.
💫Исполнение Сонаты Дмитрия Шостаковича стало настоящим подарком. Как можно не любить музыку Шостаковича? Как можно не понимать, о чём она? Всё настолько животрепещуще, включает механизмы моментального эмоционального отклика. Другое дело, что эмоции эти сложные, и в слова облечь их по прослушивании - задача неблагодарная. Да и зачем? Ведь ещё Стравинский считал, что музыка - вещь самодостаточная. Мимолётная. Послушал. Получил богатый спектр переживаний непосредственно во время концерта. Вышел из зала. Что там ещё обсуждать... 🎻

Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)

Гаспар Кассадо́-и-Мореу "Танец зелёного дьявола", исп. Janos Starker

Д. Шостакович Соната для виолончели и фортепиано ре минор, исп. Д. Шафран, Д. Шостакович

Л. Ван Бетховен Соната для виолончели и фортепиано №3 Ля мажор, исп. М. Ростропович, С. Рихтер

 

15 июня 2023 года. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон

🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾
🎶Цикл Летних концертов классической музыки "Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций" продолжается!
💫15 июня зал ДМШ №20 был полон, и это отрадно. Детям обязательно нужно видеть своих преподавателей на сцене. Слышать их игру. Восхищаться силой и красотой. Загораться огнём их вдохновения. Одно дело – показ в классе. Иное – когда учителя предстают перед ними не в кулуарах ДМШ, а во время концерта. Свободными от бремени наставничества, преображёнными в иных ипостасях.💫
🌾Концерт Преподавателей ДМШ №20 15 июня познакомил публику с музыкой композиторов разных эпох и стран, перенося из Германии эпохи барокко Иоганна Себастьяна Баха в Австрию времён классицизма В.А.Моцарта, из Парижа периода романтизма, где в 1830х годах могли пересечься такие виртуозы, как Ф.Шопен, Ф.Лист, Н.Паганини, в 20 век, во Францию Альберта Перилу и Клода Болинга, Испанию Энрике Гранадоса, Висенте Гомеса и Федерико Морено-Торроба, Англию Мадлен Дринг, Америку Ребекки Кларк, Россию и Швейцарию Павла Фёдоровича Юона. Звучали произведения наших современников – Эмануила Сежурне (Франция), Валерия Сюткина (Россия). Завершила концерт композиция Мередит Уиллсон, написанная для бродвейского мюзикла «Музыкант» (1957 г.), исполненная группой «Битлз», ныне же переложенная для Ансамбля преподавателей.
💫Впечатляющий список имён, не правда ли? Но программа поражает воображение не только этим. Восхищает представленное тембровое изобилие, изощрённость инструментального арсенала и творческого потенциала ДМШ №20.💫
🌷Несколько лет назад у меня было много учеников из флейтового класса, тогда меня пленили звуки флейт Софии Дудинской и Юлии Шолоховой, их шарм и очарование. Тогда я поняла, что флейта может быть очень разной: прозрачной - и меццо-сопрановой, густой; лёгкой – и резкой, как удар хлыста.
🌾Когда две мои девочки-скрипачки поступали в музыкальные училища, я была покорена профессионализмом струнного отделения. Разве могут оставить кого-нибудь равнодушными проникновенный альт Тимофея Чернобылова, нежность скрипки и улыбки Ольги Мицкевич, томная виолончель и глаза Софьи Зайчиковой? Её одухотворенное лицо особо поразило меня на последнем концерте - оно периодически скрывалось за пюпитром, как за чадрой, так что на виду оставались только живые чёрные глаза, лучащиеся удовольствием делиться музыкой с публикой. ✨«Три грации!», - мысленно воскликнула я, глядя на трио струнниц с пианисткой Е.Серогородской. А уж как хороша была скрипка в дуэте с гитарой Сергея Голякова, высоко ценимого моим сыном, к слову, учившимся у него игре на этом благородном инструменте. ✨Классическая гитара и дворовая гитара – это такие разные гитары! Сколько воспоминаний всколыхнули Сегидилья и Романс… Испанские переборы, и скандалы с родными детками, которых нужно было заставлять заниматься музыкой, о как вы горячили кровь!
🌷После интенсивных уроков с ещё одной абитуриенткой, ныне серьёзным профессиональным музыкантом Полиной Ильиной, я оценила саксофон Вадима Богорада. 15 июня его минусовка привнесла в концертный зал флёр приморской танцплощадки курортного города, расслабленную атмосферу концертов на свежем воздухе, нашёптывающих: «Я – то, что надо».
🌾В этом году я влюбилась в гобой. Барочный ансамбль непредставим теперь для меня без неповторимого колорита тембра этого инструмента. Спасибо Владиславе Гошевой за доставленное удовольствие!
🌷Пианистки Юлия Мельникова, Людмила Соколова, Наталья Касаткина, Оксана Кудряшова привычно плели строгие линии полифонии Баха, изящные кружева мелодий Моцарта и Паганини.
🌾Мужская часть команды не отставала. И.Екимов продемонстрировал владение техникой для исполнения произведений таких разных композиторов, как Шопен и Лист, мне даже картинка привиделась из «Музыкального Клондайка» - помните, «пианизм Шопена» с миксерами, и «крупная техника Листа» – с растянутыми через октавы пальцами? Сергей Румянцев поддерживал ансамбли, деликатно и выразительно. Как можно быть таким монументальным и воздушным одновременно? Мягкие глубокие бархатные звуки из-под его пальцев рождались словно сами собой, по волшебству.
🌷С новой стороны открылась Татьяна Бабатьева. Обычно очень позитивная, она вышла на сцену и застыла, как большая скорбная птица, с веером палочек-крыльев. И начала священнодействовать. Это было похоже на танец и мистерию. Извлекаемые звуки пронзали душу. Маримба стенала, призывала к ответу, задавала философские вопросы, утешала на пару с фортепиано Е.Серогородской. Вещие птицы Сирин и Гамаюн...
✨Запоминающимся стало и выступление Игоря Вепрева. В его исполнении прозвучал «Электронный пейзаж» на электронных инструментах, унесший воображение в мир «Тайны третьей планеты», с путешествиями к дальним галактикам писателей-фантастов во главе с Киром Булычёвым.✨
💫Вот такой необычный фантастический концерт состоялся в четверг в концертном зале ДМШ№20. Приходите! У нас интересно! 💫

Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)

© Детская музыкальная школа №20 Курортного района Санкт-Петербурга.