22 июня 2023 года. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон
Я давно заметила, что большие музыканты, истинные профессионалы высочайшего класса, отличаются ещё и высоким уровнем человечности. Последний летний концерт цикла «Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций» в Зале ДМШ №20 был изумителен. И самое приятное, что техническое совершенство – а играли не много ни мало лауреаты международных конкурсов Мария Хуссу (скрипка) и Ольга Ефремова (фортепиано)! – было окрашено теплом искренних и ярких эмоций. Подчёркнутых небольшими словесными отступлениями. Несомненно, публике и коллективу ДМШ№20 было приятно услышать доброе слово о себе и узнать, что блистательный дуэт посвящает им исполнение произведения «Прекрасный вечер» французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси. Если этого сочинения ещё нет в ваших плей-листах, обязательно добавьте и послушайте на закате!
Интригующим было и уточнение, что Бела Виктор Янош Барток – венгерский композитор и музыковед-фольклорист 20 века – в Шести румынских танцах использовал народные темы не откуда-нибудь, а из области Трансильвании. Той самой Трансильвании, родины Влада Цепеша, ставшего прототипом графа Дракулы. Кому там из моих учеников третьего класса мюзикл «Бал вампиров» понравился? Бела Барток, вот ей-богу, музыкально интереснее! Сюита из шести коротких пьес была написана в 1915 году для фортепиано, а в 1925 венгерский скрипач Золтан Секей адаптировал её для скрипки и фортепиано. Исполнение было завораживающее, если закрыть глаза – мыслью уносишься в мир «Круговых танцев» и «Танцев с палками», «Танцев с поясом» и «Топтанием на месте», в мир цыганских скрипок и пастушьих флейт…
Дата завершающего концерта выпала на 22 июня. Значение этого дня было ненавязчиво акцентировано посвящением павшим воинам Великой Отечественной Войны исполнения Ларго Ф.М.Вераччини. Светлая возвышенная скорбь прозвучала, как что-то глубоко личное. Отразившись не только в звуках, но и в горьких складках застывших лиц. Тем горячей, темпераментным напоминанием о том, как прекрасна жизнь, взвился «Испанский танец» из первой оперы испанского композитора Мануэля Де Фальи «La vida breve», что переводится как «Жизнь коротка». «Я стремлюсь к искусству столь же сильному, сколь и простому, чуждому тщеславия и эгоизма. Цель искусства - порождать чувство во всех его аспектах, и другой цели у него не может и не должно быть», - писал Мануэль де Фалья. И это в полной мере продемонстрировал ослепительный дуэт Марии Хуссу и Ольги Ермаковой.
По словам Ирины Шараповой, настоящий концертмейстер должен уметь «преподнести солиста, как бриллиант на золотом блюде». На концерте 22 июня мы познакомились и с этой гранью дарования Ольги Ермаковой. В Сонате №4 Ре мажор Георга Филиппа Генделя фортепианная партия звучала бережным объятием дружеских рук. А вот в произведениях композиторов 20 века скрипка и фортепиано уже выступали, скорее, как равноправные партнёры, поддерживающие и слышащие друг друга. Я считаю, надо приучать детей слушать музыку 20 столетия как можно раньше – ведь это тоже классика! Не Моцартом единым сыты будем. Еще немного, и сочинениям Прокофьева будет 100 лет! Гавот из балета «Золушка» прозвучал остро, в духе скерцандо. Вызвав живой отклик у слушателей. Вообще, программа концерта порадовала моё музыковедческое сердце, пройдя по тонкой грани между строгим академическим стилем и броскими «шлягерными» номерами, в полной мере выполнив просветительскую задачу познакомить публику с авторами, стоящими за рамками школьных учебников по музыкальной литературе.
В 1905 году музыкант Филипп Крейслер, которого С.В.Рахманинов назвал лучшим скрипачом своего времени, (не путать с другим скрипачом, Родольфом Крейцером, по имени которого названа Ля мажорная Соната для скрипки и фортепиано соч. 47 №9 Людвига ван Бетховена!) издал серию пьес для скрипки и фортепиано под нейтральным названием «Классические рукописи». Желая расширить традиционный концертный репертуар, но опасаясь, что публика не одобрит его композиторское творчество, он выдавал свои произведения за обработки сочинений мастеров прошлого: «Кто слышал хотя бы одно произведение Пуньяни, Картье, Франкера, Порпоры, Луи Куперена, падре Мартини или Стамица прежде, чем я начал писать под их именами? Они жили лишь на страницах музыкальных лексиконов, а их сочинения пребывали в забвении в стенах монастырей или пылились на полках библиотек. Эти имена были не более чем пустыми раковинами, старыми, забытыми плащами, которыми я воспользовался, чтобы скрыть свою собственную личность». В 1935 году Филипп Крейслер «разоблачил» сам себя. Повергнув критиков в шок, он признался в мистификации и доказал своё авторство «Классических рукописей». И те, кто был на концерте в Зале ДМШ№20 22 июня, имели удовольствие услышать самую популярную пьесу цикла - «Прелюдию и аллегро» в стиле итальянского скрипача и композитора 18 века Джулио Гаэтано Джероламо Пуньяни, в которой скрипка в руках Марии Хуссу пела с мощью и драматизмом голоса меццо-сопрано.
Финальную часть концертного вечера составили сочинения французского композитора-импрессиониста, про которого я всё детство думала, что он испанец. А уже в училище узнала, что была не так далека от правды: ведь именно Испанию Морис Равель считал своей «второй музыкальной родиной». Недаром его творческий путь завершили «Три песни Дон Кихота» для Фёдора Шаляпина, а до этого были «Болеро», «Испанский час», «Испанская рапсодия», «Хабанера»… Помните, в опере Жоржа Бизе звучит характерная ритмо-формула (восьмая с точкой шестнадцатая две восьмые), а потом Кармен поёт «У любви как у пташки крылья»? Танец с таким ритмом сопровождения в 18 веке назывался Contradanza cubana – Кубинский контрданс. Позже он трансформировался в Danza habanera, а после в просто «Habanera», из «Гаванского танца» превратившись в «Гаванку» («жительницу Гаваны»). Наряду с Ж.Бизе, К.Сен-Сансом и Сарасате, обаянию хабанеры поддался и Морис Равель. Так, в 1907 году появился Вокализ-этюд в форме хабанеры для голоса и фортепиано. И его различные переложения…
Контрастом томной манящей Хабанере прозвучала виртуозная концертная рапсодия для скрипки и фортепиано 1924 года «Цыганка», в духе рапсодий Ф.Листа. Цыганскую тему подхватил номер «на бис». Лихо и азартно сыгранный «Жаворонок» Ангелуша Динику, румынского композитора и скрипача-виртуоза цыганского происхождения, вызвал шквал аплодисментов. «Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца», - писал М.Равель: «Музыка, я настаиваю на этом, несмотря ни на что, должна быть прекрасной». И на последнем концерте цикла «Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций» 22.06.2023 это было воистину так!
Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)
15 июня 2023 года. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон
Цикл Летних концертов классической музыки "Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций" продолжается!
15 июня зал ДМШ №20 был полон, и это отрадно. Детям обязательно нужно видеть своих преподавателей на сцене. Слышать их игру. Восхищаться силой и красотой. Загораться огнём их вдохновения. Одно дело – показ в классе. Иное – когда учителя предстают перед ними не в кулуарах ДМШ, а во время концерта. Свободными от бремени наставничества, преображёнными в иных ипостасях.
Концерт Преподавателей ДМШ №20 15 июня познакомил публику с музыкой композиторов разных эпох и стран, перенося из Германии эпохи барокко Иоганна Себастьяна Баха в Австрию времён классицизма В.А.Моцарта, из Парижа периода романтизма, где в 1830х годах могли пересечься такие виртуозы, как Ф.Шопен, Ф.Лист, Н.Паганини, в 20 век, во Францию Альберта Перилу и Клода Болинга, Испанию Энрике Гранадоса, Висенте Гомеса и Федерико Морено-Торроба, Англию Мадлен Дринг, Америку Ребекки Кларк, Россию и Швейцарию Павла Фёдоровича Юона. Звучали произведения наших современников – Эмануила Сежурне (Франция), Валерия Сюткина (Россия). Завершила концерт композиция Мередит Уиллсон, написанная для бродвейского мюзикла «Музыкант» (1957 г.), исполненная группой «Битлз», ныне же переложенная для Ансамбля преподавателей.
Впечатляющий список имён, не правда ли? Но программа поражает воображение не только этим. Восхищает представленное тембровое изобилие, изощрённость инструментального арсенала и творческого потенциала ДМШ №20.
Несколько лет назад у меня было много учеников из флейтового класса, тогда меня пленили звуки флейт Софии Дудинской и Юлии Шолоховой, их шарм и очарование. Тогда я поняла, что флейта может быть очень разной: прозрачной - и меццо-сопрановой, густой; лёгкой – и резкой, как удар хлыста.
Когда две мои девочки-скрипачки поступали в музыкальные училища, я была покорена профессионализмом струнного отделения. Разве могут оставить кого-нибудь равнодушными проникновенный альт Тимофея Чернобылова, нежность скрипки и улыбки Ольги Мицкевич, томная виолончель и глаза Софьи Зайчиковой? Её одухотворенное лицо особо поразило меня на последнем концерте - оно периодически скрывалось за пюпитром, как за чадрой, так что на виду оставались только живые чёрные глаза, лучащиеся удовольствием делиться музыкой с публикой. «Три грации!», - мысленно воскликнула я, глядя на трио струнниц с пианисткой Е.Серогородской. А уж как хороша была скрипка в дуэте с гитарой Сергея Голякова, высоко ценимого моим сыном, к слову, учившимся у него игре на этом благородном инструменте. Классическая гитара и дворовая гитара – это такие разные гитары! Сколько воспоминаний всколыхнули Сегидилья и Романс… Испанские переборы, и скандалы с родными детками, которых нужно было заставлять заниматься музыкой, о как вы горячили кровь!
После интенсивных уроков с ещё одной абитуриенткой, ныне серьёзным профессиональным музыкантом Полиной Ильиной, я оценила саксофон Вадима Богорада. 15 июня его минусовка привнесла в концертный зал флёр приморской танцплощадки курортного города, расслабленную атмосферу концертов на свежем воздухе, нашёптывающих: «Я – то, что надо».
В этом году я влюбилась в гобой. Барочный ансамбль непредставим теперь для меня без неповторимого колорита тембра этого инструмента. Спасибо Владиславе Гошевой за доставленное удовольствие!
Пианистки Юлия Мельникова, Людмила Соколова, Наталья Касаткина, Оксана Кудряшова привычно плели строгие линии полифонии Баха, изящные кружева мелодий Моцарта и Паганини.
Мужская часть команды не отставала. И.Екимов продемонстрировал владение техникой для исполнения произведений таких разных композиторов, как Шопен и Лист, мне даже картинка привиделась из «Музыкального Клондайка» - помните, «пианизм Шопена» с миксерами, и «крупная техника Листа» – с растянутыми через октавы пальцами? Сергей Румянцев поддерживал ансамбли, деликатно и выразительно. Как можно быть таким монументальным и воздушным одновременно? Мягкие глубокие бархатные звуки из-под его пальцев рождались словно сами собой, по волшебству.
С новой стороны открылась Татьяна Бабатьева. Обычно очень позитивная, она вышла на сцену и застыла, как большая скорбная птица, с веером палочек-крыльев. И начала священнодействовать. Это было похоже на танец и мистерию. Извлекаемые звуки пронзали душу. Маримба стенала, призывала к ответу, задавала философские вопросы, утешала на пару с фортепиано Е.Серогородской. Вещие птицы Сирин и Гамаюн...
Запоминающимся стало и выступление Игоря Вепрева. В его исполнении прозвучал «Электронный пейзаж» на электронных инструментах, унесший воображение в мир «Тайны третьей планеты», с путешествиями к дальним галактикам писателей-фантастов во главе с Киром Булычёвым.
Вот такой необычный фантастический концерт состоялся в четверг в концертном зале ДМШ№20. Приходите! У нас интересно!
Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)
8 июня 2023 года. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон
8 июня цикл Летних концертов классической музыки "Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций" прошёл под знаком пленительной женственности. Фортепианный дуэт Ирины Васильевой и Ольги Ермаковой усладил не только слух.
Бывает, смотришь на руки пианиста, и чувствуешь физический дискомфорт от неудобств и сложностей, испытываемых им. Тут - ни малейшего напряжения, ни одного лишнего усилия. Прекрасные женские пальцы порхали в Шуберте, как крылья бабочек, изящно, легко. Каждым звуком подписываясь под знаменитыми словами Франца Шуберта: «Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая свойственна и прекрасным пианистам и которая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу».
Один и тот же рояль - но насколько иначе зазвучал Мендельсон. Наверняка каждый из наших юных пианистов пробовал играть "Песни без слов" Феликса Мендельсона, и знает, как непросто добиться выразительного легатного ведения во фразах длинного дыхания. В интерпретации Ирины Васильевой и Ольги Ермаковой плавное, тягучее погружение в инструмент рождало мелодию, льющуюся полноводной рекой, то рассыпающуюся брильянтовыми брызгами маленьких водопадов на озорных лесных ручейках.
Сезар Франк - ещё один маленький шажок в путешествии во времени от первого романтика Шуберта к композиторам двадцатого столетия. Этот очень необычный французский композитор творил в эпоху позднего романтизма. Р. Роллан писал о нем от имени героя романа Жана Кристофа: «...этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество». К. Дебюсси, не избежавший обаяния Франка, вспоминал о нем: «Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой настолько неистребимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость событий». В концерте прозвучала Прелюдия, фуга и вариации для органа ор.18 в четырёхручном переложении А.Дэко. И мурашки бежали по коже от иллюзии органного звучания, от хрупкого стеклянного пиано и всепоглощающего форте фортепианного дуэта, от грустной, мудрой, величественной и в то же время простой музыки Сезара Франка.
Лео Смит - голландский композитор, чья жизнь трагически оборвалась в 43 года, весной тысяча девятьсот сорок третьего. Музыка Европы начала 20 века напоминала кипящий котёл жанров и стилей. Неудивительно, что в Дивертисменте Смита мне слышались колоритные целотоновые созвучия Равеля и Дебюсси, острая, резковатая, угловатая манера построения мелодики, ритма, интервальной вертикали Стравинского, джазовые интонации, токкатные приёмы "вечного движения", свойственные урбанизму раннего Пуленка, Онеггера, Прокофьева. Все эти детали сплавлялись в удивительный, сложный, но в то же время лёгкий для восприятия, узнаваемый стиль Лео Смита (не путать с канадским композитором с таким же именем!). Аудиозапись с музыкой Лео Смита нашла только здесь: https://classic-online.ru/ru/production/4243
Мощным финалом концерта стала Фантазия Ференца Листа на темы из оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Дон Жуан", исполненные на двух роялях. Оркестральное звучание, союз силы и мягкости, мастерства и естественности. Поражало, как такие хрупкие элегантные дамы сумели извлечь из инструментов феноменальные звуки, буквально пригвоздившие публику к месту. И у прекрасных пианисток ещё остались силы сыграть на бис... Браво!
Пойду "Дон Жуана" на ночь послушаю...
"Я не то, чтобы от скуки,
я надеялся понять,
Как умеют эти руки
эти звуки извлекать". (Булат Окуджава).
Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)
1 июня 2023 год. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон
Замечательны традиции Летних концертов Сестрорецкой музыкальной школы. В зале нет случайной публики. Туда приходят по велению сердца, а не долга. 1 июня Богдан Ефремов и Екатерина Павлова творили волшебство.
Я в очередной раз поняла, что Людвиг ван Бетховен, при всей эмоциональной насыщенности его творений, обладает мышлением композитора эпохи классицизма, рациональным, цельным, оптимистичным.
Сочинение Гаспара Кассадо́-и-Мореу - ученика Мориса Равеля, современника Мануэля де Фальи, Альфреда Казеллы, "Шестёрки" и "Нововенцев" - поразило ярким темпераментом, испанской пылкостью. Да и загадочное название - "Танец зелёного дьявола" - сродни сонате соль минор Джузеппе Тартини, стихотворениям Николая Гумилёва, Вариациям на четвёртой струне Николо Паганини на тему балета «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром.
Исполнение Сонаты Дмитрия Шостаковича стало настоящим подарком. Как можно не любить музыку Шостаковича? Как можно не понимать, о чём она? Всё настолько животрепещуще, включает механизмы моментального эмоционального отклика. Другое дело, что эмоции эти сложные, и в слова облечь их по прослушивании - задача неблагодарная. Да и зачем? Ведь ещё Стравинский считал, что музыка - вещь самодостаточная. Мимолётная. Послушал. Получил богатый спектр переживаний непосредственно во время концерта. Вышел из зала. Что там ещё обсуждать...
Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)
Гаспар Кассадо́-и-Мореу "Танец зелёного дьявола", исп. Janos Starker
Д. Шостакович Соната для виолончели и фортепиано ре минор, исп. Д. Шафран, Д. Шостакович
Л. Ван Бетховен Соната для виолончели и фортепиано №3 Ля мажор, исп. М. Ростропович, С. Рихтер